[ Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

Модератор форума: febi  
Тренировки
febiДата: Понедельник, 18.08.2014, 10:28 | Сообщение # 376
Настоящий друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 9392
Награды: 0
Репутация: 54
Статус: Offline
Цитата Rocky ()
еестественно и непонятно пустое разглагольствование и анализирование собачьего поведения!
А жаль. Именно на изучении поведения своих соб. и строятся правильные отношения с хоз.

Цитата Rocky ()
Мы видим результаты, мы восхищаемся, учимся и стремимся к тому же.
Хорошо, когда есть пример и есть к чему стремиться. И хорошо, когда есть знания и понимание своего питомца, тогда и результат будет радовать!


JURP
 
ИмперияДата: Вторник, 19.08.2014, 22:52 | Сообщение # 377
Настоящий друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 11536
Награды: 2
Репутация: 170
Статус: Offline
Ленилась я, ленилась.
А тут второй день облачка и хоть немножко прохлады, поэтому мы сегодня с девочками немножко позанимались дома
Мои спортсменки сегодня меня порадовали. Фото нет, т.к. решила все силы отдать тренировке, а фото мы еще сделаем a42

Первая часть тренировки была короткой - по одному заходу, но очень продуктивной, позитивной и отлично пройденной.
Дала по две тряпочки в ручки Анфисы и Гошана (7 лет и 4 года - детям эта затея понравилась и они с удовольствием приняли участие в нашей тренировке). Пока детки держали тряпочки я усадила собак, надела перчатки, расставила ящики, положила в них беззапаховые тряпочки, потом, помня про участие детей, попросила их назвать любые цифры от двух до восьми (один исключила, чтоб поиск не был закончен на первом ящике - чтоб собачки хоть немножко поработали носом и головой), дети выбрали и тренировка началась. Да, забыла еще дети сами определили. кто из собачек чьи тряпочки будет искать - Гоша работал с Астей, а Анфиса с Церой.
Асти отлично прошла и обозначила посадкой выбранный ящик, потом Церик успешно прошла и обозначила - обеих я накормила и от души похвалила!!! Я, дети, собаки, все остались довольны нашей коротенькой тренировкой по выборке.

Далее у нас были занятия аджилити - не ставила боковые стенки и собачки(особенно Цера) стали резать углы снарядов ,если меня поблизости нет, если я бегу рядом, всё нормуль, как только самостоятельно сразу режут -вернусь к боковинам a42
Асти стала гонять на скоростях ,с которыми сама не справляется, поэтому слетела с бума, но не расстроилась и дальше бегала на такой же скорости - я не видела самого падения, видела только приземление, приземлилась на лапы. упала на прямой части бума, как я поняла она выпрыгнула с подъема и не удержала равновесие.
Церик сшибала планки барьера, оставалась без вкусняшек, снова сшибала, снова... а потом стала прыгать не сбивая - конечно, же я такое дело отметила бурной радостью и самыми вкусными кусочками a42

И последняя часть - повторение апортировки с прыжками через барьер на пути туда и обратно - несколько раз с одной и другой - отлично справились!!!!

Вот такая тренировка была! a42

Да ,еще, забыла написать - учу девочек монетки собирать мне в ладошку - пока с асфальта и линолеума не очень получается брать, а с ковра нормуль, а когда с земли, то мося вся земляная a44


Собака так предана, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви. (И. Ильф)

http://sudak-uta.ucoz.ru/
 
TigrinoДата: Среда, 20.08.2014, 05:01 | Сообщение # 378
Настоящий друг
Группа: Администраторы
Сообщений: 65535
Награды: 3
Репутация: 890
Статус: Offline
Танюш, очень интересно, читаю- радуюсь за вас! и всем будет полезно почитать a71

http://alterra-staff.narod.ru/
 
febiДата: Среда, 20.08.2014, 10:49 | Сообщение # 379
Настоящий друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 9392
Награды: 0
Репутация: 54
Статус: Offline
Цитата Империя ()
Дала по две тряпочки в ручки Анфисы и Гошана (7 лет и 4 года - детям эта затея понравилась и они с удовольствием приняли участие в нашей
Детки молодцы-помощники! А девочки ничего не забыли за лето. Такие разносторонние тренировки!
А я лентяйка и учу в основном всяким полезным навыкам. В лесу учила Фа искать внука (вдруг потеряется). Пока Фа носиться, Дима прячется с вкусняшкой в кулаке. Потом я подзываю Фа и говорю: Ищи Диму! Сначала не поняла в чем прикол. в лесу ведь и так много интересного, но заработав мяско интерес проявился. А Фэби искала на игрушку. Такие они у меня разные.
А еще учили Фа открывать калитку. Долго я мучилась(дня три). Объяснить было не сложно, но сама без команды ни в какую. Оставлю Фа на дороге и жду....Сидит и ноет, пока не дам команду:Открывай! Сейчас прибегает, открывает и еще Флю успевает за ней проскочить. Но если я рядом....ждет команду (или швейцара).


JURP
 
febiДата: Воскресенье, 24.08.2014, 10:20 | Сообщение # 380
Настоящий друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 9392
Награды: 0
Репутация: 54
Статус: Offline
Сняла видио про калитку. Подскажите, как ставить картинкой?

http://www.youtube.com/watch?v=mIrgA5uRIT4

Фа теперь так непринужденно открывает калитку, даже не вериться, что пришлось ее этому учить.
Фэби и Фаля две такие разные собаки!
Фэби соб. действия. Пробует, суетиться....Оставляла ее за калиткой, она начинала бить лапой, пихать мордой... калитка открывалась. И оставалось только подкрепить и подвести под команду "Открой", чтоб потом использовать навык в др. ситуациях.
А Фаля девочка положительная. Я ее оставляла за калиткой, она честно сидела (долго), потом начинала тихонько ныть. Но никаких действий не предпринимала.
Пришлось учить ставить лапки на маркер(табличку на калитке). Потом ком. Вперед!, чтоб не просто открыла, но прошла. Потом это соединить и перевести в одну команду Открой!
Но Фа еще долго ждала команды, а сама ни в какую. Она у нас девочка "положительная"!
Пишу в этой теме, чтоб было понятно, что к каждой соб. нужно подбирать свой "Ключик". И поэтому оч. важно наблюдать и понимать своего питомца!


JURP

Сообщение отредактировал febi - Воскресенье, 24.08.2014, 10:32
 
ИмперияДата: Воскресенье, 24.08.2014, 11:38 | Сообщение # 381
Настоящий друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 11536
Награды: 2
Репутация: 170
Статус: Offline
Цитата febi ()
А я лентяйка и учу в основном всяким полезным навыкам. В лесу учила Фа искать внука (вдруг потеряется). Пока Фа носиться, Дима прячется с вкусняшкой в кулаке. Потом я подзываю Фа и говорю: Ищи Диму! Сначала не поняла в чем прикол. в лесу ведь и так много интересного, но заработав мяско интерес проявился.


Юля, почитала и решила так же поиграть во дворе - дети и собаки только "за" a42
Как ни странно, ни Асти, ни Цера не пошли по следу - шли по запаху (дети запутывали следы - аля, зайчики) и собаки шли верхним чутьем по запутанным следам переходя на более пахнущую тропинку. Всем понравилось. Только самый младший Гоша у нас собак поиск "расхолаживает" - ему очень интересно, как его ищут собачки и он выходит из укрытия и собачки находят его глазами, ну а раз найдя, уже ищут глазами. Пришлось еще и еще прятаться и искать, чтоб закрепить поиск a44

Цитата febi ()
Сняла видио про калитку.
http://www.youtube.com/watch?v=mIrgA5uRIT4

Фа отличница!!! a4 138

Юля, а я боюсь умных команд - ведь у наших соображалка работает отлично - будут и в других ситуациях применять и не факт, что по команде a42
поэтому не учила собачек открывать двери, а вот закрывать, наверное, стоит научить - попробую осенью-зимой, а пока надо будет посмотреть технику и тактику обучения a42 А Вы Фа будете учить? У неё же быстро получится, уже "маркер" на двери выучен 133 a42

А мы сейчас монетки с ковра собираем за вксняшку a44 (монетки все мытые, а с ковра собираем, т.к. с асфальта собирать оч.сложно оказалось, пока перешли на ковер a44 ) = ищем и мне приносим как "апорт" a42


Собака так предана, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви. (И. Ильф)

http://sudak-uta.ucoz.ru/
 
febiДата: Понедельник, 25.08.2014, 16:58 | Сообщение # 382
Настоящий друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 9392
Награды: 0
Репутация: 54
Статус: Offline
Цитата Империя ()
Асти, ни Цера не пошли по следу - шли по запаху (дети запутывали следы - аля, зайчики) и собаки шли верхним чутьем по запутанным следам переходя на более пахнущую тропинку. Всем понрави

А вы следовой не занимались, так что ж от них ждать.
С Фа тоже следовой не занималась. Попробовала в начале лета...попросила мальчика знакомого ее придержать и попетляла немного в лесу. Фаля просто носилась. Значит у нее ума и инстинкта не хватает...Так что внука она искала просто верхним чутьем. Да и далеко он не прятался(боялся).
Цитата Империя ()
самый младший Гоша

Конечно малышу интересен процесс! А собакам наверное все равно было весело.
Цитата Империя ()
будут и в других ситуациях применять

В каких? С калиткой я подвоха не нашла. Чуть приоткрытые двери-калитки они открывают мордой. Поэтому если есть щелочка Фа зарулилт куда угодно. Мне важно было научить открывать нашу, специальную и с автоматическим захлопыванием. У нас Фэби иногда не хочет далеко идти гулять, сама возвращается, открывает калитку и калитка захлопывается. Т.е собака в безопасности, во дворе. Так и Фа теперь. Первая прибежала, например, влетела во двор и калитка за ней захлопнулась.
Цитата Империя ()
мы сейчас монетки с ковра собираем за вксняшку
Тань, а с чего начинали? С удержания? Манетки каким достоинством -размер?


JURP
 
ИмперияДата: Вторник, 26.08.2014, 09:25 | Сообщение # 383
Настоящий друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 11536
Награды: 2
Репутация: 170
Статус: Offline
Цитата febi ()
А вы следовой не занимались, так что ж от них ждать.

Юль, занимались :( недолго
Но, наверное, для пуска по следу, нужно было сделать всё как положено - ритуал - обнюхивание старта - нюхай след, придержать на поводке, а так получилась веселая беготня a44

Цитата febi ()

Конечно малышу интересен процесс! А собакам наверное все равно было весело.


Конечно было интересно - было и детям и собакам интересно, а Асти еще в пылу бегалок-поисков, ища Гошу, пробежалась по буму - мы так смеялись - пошла сама потренировалась a33

Цитата febi ()
В каких? С калиткой я подвоха не нашла. Чуть приоткрытые двери-калитки они открывают мордой. Поэтому если есть щелочка Фа зарулилт куда угодно. Мне важно было научить открывать нашу, специальную и с автоматическим захлопыванием. У нас Фэби иногда не хочет далеко идти гулять, сама возвращается, открывает калитку и калитка захлопывается. Т.е собака в безопасности, во дворе. Так и Фа теперь. Первая прибежала, например, влетела во двор и калитка за ней захлопнулась.

Юля, у вас правильная калитка - работает только на вход, а выйти не получится! 133
У нас все калитки наоборот открываются и специально учила собак, что если я оставила приоткрытую калитку, это не значит, что можно выходить или показывать за ней нос a42 - так что мои в идеале будут сидеть за калиткой и ждать моего возвращения, а если выглянут, то по заднице получат (у нас дом у дороги и выход за калитку опасен - сразу за узким тротуаром дорога).
Да и дома - например:
собаки не попрошайничают, но когда семейство полным составом садится за обеденный стол они из своей комнаты могут наблюдать (конечно же печальными-голодными глазами) и чтоб не провоцировать собак я прикрываю дверь комнаты ровно на столько, чтоб не был виден стол - собаки остаются в комнате - дверь трогать носом или лапами низззя a42

вот такие у нас деликатные отношения с открыванием дверей, а вот закрывать хочу научить - осенью-зимой попробую a42

Цитата febi ()
Тань, а с чего начинали? С удержания? Манетки каким достоинством -размер?

Да, Юля, с удержания - денюшка в качестве апорта из руки - собаки удивились, но за вкусняшку сразу взяли денюшку. Потом с линолиума, с асфальта - здесь забуксовали - не получается взять, поэтому и переместились на ковер - тренировка должна быть позитивной a42 а потом, когда игра уже станет любимой и на линолеум перейдем a42


Собака так предана, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви. (И. Ильф)

http://sudak-uta.ucoz.ru/
 
febiДата: Вторник, 26.08.2014, 17:49 | Сообщение # 384
Настоящий друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 9392
Награды: 0
Репутация: 54
Статус: Offline
Цитата Империя ()
наверное, для пуска по следу, нужно было сделать всё как положено - ритуал - обнюхивание старта - нюхай след, придержать на поводке

Конечно. Тогда соб. понятно, что от них требуется. Но на небольшом пространстве наверное запах искомого просто "клубиться" и соб. выбирают легкий путь!
Цитата Империя ()
от закрывать хочу научить - осенью-зимой попробую
Как? Веревочку тянуть или мордочкой?
Я, как трюк, может тоже сподоблюсь.

Цитата Империя ()
денюшка в качестве апорта из руки - собаки удивились, но за вкусняшку сразу взяли денюшку.
Молодцы девочки. У меня Фа железяку холодную брать не хочет. Поэтому и с денюшкой повременю.
Фэби легко приносила и носила сосиски-колбасы-мясо. А с Фа ...не знаю. Она "положительная". Если Нельзя, то скорее всего отвернутся или уйдет, а если без Нельзя, то съест. Жду пока подрастет.


JURP
 
tattyДата: Вторник, 26.08.2014, 23:39 | Сообщение # 385
Настоящий друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 2669
Награды: 0
Репутация: 100
Статус: Offline
Ой, девочки, ну какие же вы молодцы! Мне и половину этого не осилить.А, главное, нет пространства, где бы я Моню без поводка пустила, смотрю, почти все тренировки в свободном движении.
 
ИмперияДата: Воскресенье, 31.08.2014, 11:06 | Сообщение # 386
Настоящий друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 11536
Награды: 2
Репутация: 170
Статус: Offline
Вчера сняла коротенький ролик о "выуживании" собак из воды за поводок:
https://www.youtube.com/watch?v=A_wOUm8DTE0&feature=youtu.be
Фото из видео-ролика a42


Собака так предана, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви. (И. Ильф)

http://sudak-uta.ucoz.ru/
 
febiДата: Понедельник, 01.09.2014, 10:12 | Сообщение # 387
Настоящий друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 9392
Награды: 0
Репутация: 54
Статус: Offline
Цитата Империя ()
Вчера сняла коротенький ролик о "выуживании" собак из воды за поводок:
Спасибо! Как здорово....Теперь поняла, как у вас хватило сил. Вы девочкам помогаете, а они карабкаются. Всегда мечтала научить соб. этому навыку. Гуляю по болоту и думаю, а что делать если соб. провалиться в топь, мне же не подойти, не подхватить....Однажды ползла к краю лесного озера (берега там нет, только топь) и за ошейник Фэби вытаскивала. А был бы такой навык....кинула поводок и вытянула без риска для жизни!


JURP
 
ИмперияДата: Четверг, 16.10.2014, 11:14 | Сообщение # 388
Настоящий друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 11536
Награды: 2
Репутация: 170
Статус: Offline
Выкладываю выдержку из книги Карен Прайор "Не рычите на собаку" - золотая книга.
Позже по этой же книге будем с Астей учиться игре в фризби a42 (об этом напишу позже).


[b]Десять правил выработки

[/b]
С моей точки зрения существуют десять правил, управляющих процессом
выработки. Некоторые -
по крайней мере четыре первых - берут начало из психологических
лабораторий и установлены экспериментально. Другие, насколько мне известно,
даже не являлись предметом специального
изучения, но рассматриваются всеми, кто имел дело с выработкой
поведения, как неотъемлемая особенность: вы всегда знаете (обычно слишком
поздно), когда вы нарушили одно из них.
Я перечислю эти правила, а затем несколько подробнее остановлюсь на
каждом из них:
1. Повышайте критерий небольшими градациями, чтобы у субъекта всегда
была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление.
2. В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не
пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно.
3. Прежде чем увеличивать или повышать критерий, пользуйтесь
подкреплением текущего уровня ответа, т.е. подкрепляйте любое исполнение
данного действия, имеющегося в данный момент.
4. Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.
5. Будьте впереди того, кого вы обучаете: полностью планируйте свою
программу выработки так, чтобы в случае внезапного успеха обучаемого, вы
знали, что следует подкреплять далее.
6. Не меняйте тренеров на "середине реки"; у вас может быть несколько
инструкторов на одного обучающегося, но придерживайтесь одной программы
выработки на каждый из типов поведения.
7. Если одна процедура выработки не приносит успеха, найдите, другую,
существует столько же способов добиться нужного поведения, сколько
инструкторов, способных их придумать.
8. Не кончайте тренировку, не дав положительного подкрепления, это
соответствует наказанию.
9. Если навык ухудшается, "возвратитесь к детскому саду", быстро
повторите весь процесс выработки с серией легких подкреплений.

Оканчивайте, по возможности, каждую тренировку на высокой ноте и в
любом случае останавливайтесь, оставаясь впереди обучаемого.


1. Повышайте критерий небольшими градациями, чтобы у субъекта всегда
была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление.

Практически это означает, что, когда вы увеличиваете требования или
повышаете критерий подкрепления, вы должны это делать в пределах, доступных
в данный момент субъекту. Если ваша лошадь берет барьер в два фута, иногда
имея фут в запасе, вы можете увеличить барьер до двух
с половиной футов. Поднять его до трех футов, значит искать себе
неприятностей: животное способно на это, но пока не в состоянии обеспечить
стабильности. А повысить барьер до трех с половиной футов означает накликать
несчастье.
То, насколько быстро вы можете увеличить критерий, не зависит от
фактических возможностей субъекта, нынешних или будущих, никогда не исходите
из того, что лошадь большое существо
с сильными ногами, способное взять восьмифутовое препятствие, или из
того, что она обычно перепрыгивает через четырехфутовый забор на пастбище.
Быстрота увеличения критерия зависит
от того, насколько хорошо ваше взаимодействие в процессе выработки,
каковы ваши правила подкрепления.
Каждый раз, как вы увеличиваете критерий, вы меняете правила. Субъекту
должна быть дана возможность обнаружить это; несмотря на изменение правил,
при некотором увеличении усилий субъект должен продолжать получать
подкрепление (но при этом в некоторых случаях выполнение действия на прежнем
уровне становится неэффективным). Это может быть усвоено только в процессе
ознакомления с подкреплением на новом уровне.
Если вы повышаете критерий так сильно, что субъекту надо совершить
усилия значительно большие, чем он ранее совершал для вас - неважно делал
или не делал он это для себя, - вы сильно рискуете. Поведение может быть
сорвано. У прыгуна могут появиться дурные привычки, такие, как
останавливаться перед барьером или сбивать его. Привычки, подавление
которых потребует много времени. Самый быстрый - а иногда единственный -
способ сформировать поведение - это увеличивать критерии такими ступенями,
чтобы субъекту легко давалось постоянное улучшение поведения. Непрерывный
прогресс, даже дюйм за дюймом, приведет вас к поставленной цели гораздо
быстрее, чем попытки форсировать быстрый прогресс с риском потерять все
выработанное поведение.
Однажды мне пришлось встретиться с одним отцом, допустившим в этом
серьезную ошибку. Так как сын-подросток очень плохо учился, он отобрал у
него обожаемый всеми подростками мотоцикл до улучшения отметок. Мальчик стал
заниматься лучше, его оценки улучшились, с F и D до D и С. Однако вместо
того, чтобы поощрить этот прогресс, отец сказал, что оценки еще недостаточно
хорошие, и продолжал придерживаться своего запрета. Эта эскалация критерия
была слишком резкой, мальчик совсем перестал заниматься. Более того, он стал
очень недоверчивым.

2. В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не
пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно.

Под этим я не подразумеваю, что вы не можете работать над многими
различными типами поведения в один и тот же период времени. Безусловно, вы
можете это. Во время любого занятия мы можем сначала немного поработать над
качеством, затем над скоростью - в теннисе над ударом слева, затем над
ударом справа, затем над работой ног и т.д. Это избавляет от монотонности.
Хорошие преподаватели все время меняют работу, оставляя данную задачу, как
только в ней достигнут успех,
и переходят к другой.
Однако, когда вы работаете над данным типом поведения, вы должны
пользоваться в каждый данный отрезок времени одним и только одним неизменным
критерием. Допустим, что я обучаю дельфина делать фонтан брызг, и один раз
не дам ему подкрепление, потому что фонтан недостаточно велик,
а другой раз - потому что он направлен не в ту сторону, в итоге у
животного не будет ключа
к расшифровке того, что я хочу от него. Одно подкрепление не может
содержать двух типов информации: я должна сначала довести высоту фонтана до
удовлетворяющей меня отметки, а затем формировать его направление вне
зависимости от высоты, до тех пор, пока оно тоже не будет заучено; только
когда оба критерия установлены, я могу требовать соблюдения обоих.
У этого правила множество практических применений. Если задачу можно
расчленить на отдельные компоненты, которые затем формируются раздельно,
обучение пойдет гораздо быстрее.
Рассмотрим обучение удару в гольфе, отправляющему мяч в лунку. Попадет
ли мяч в лунку, зависит от правильности расстояния, на которое послан мяч, -
чтобы оно не было меньше, чем расстояние до лунки, и чтобы мяч не перелетел
через нее - и от направления удара, чтоб мяч не уходил
ни в одну, ни в другую сторону от лунки. Если я собираюсь обучиться
удару, я буду практиковаться
в этих навыках раздельно. Я бы положила на траву пучок шнура длиной
несколько футов и стала бы тренироваться, посылая мяч вдоль него сначала с
расстояния двух, затем четырех, шести, десяти футов и т.д. Я могла бы
сделать из шнура круг и стала тренироваться попадать в него
с определенного расстояния, постепенно уменьшая размер круга, до тех
пор, пока не смогла бы надежно попадать в очень маленькую цель. Только когда
меня будут удовлетворять мои навыки удара по мячу как для посылки его на
нужное расстояние, так и в заданном направлении,
я их объединю и, сделав большую цель, начну менять расстояние, а затем
стану уменьшать цель
и, снова меняя расстояние, добьюсь попадания в маленькую цель с
различных дистанций. Затем
по мере улучшения навыка удара я могу добавлять новые критерии, по
одному в каждый конкретный момент времени.
Это поможет мне стать превосходным или по крайней мере очень хорошим
игроком в гольф
в зависимости от моей настойчивости и пределов зрительно-моторной
координации. Это обеспечит мне, безусловно в пределах моих возможностей,
надежность попадания мячом в лунку. Я утверждаю, что любой игрок в гольф,
пользуясь такой однозадачной программой выработки, за несколько выходных
достигнет большего, чем за целое лето бессистемной тренировки, волей-неволей
надеясь достичь каждым ударом и правильности расстояния, и правильности
направления.
Часто нам не удается добиться прогресса в каком-либо навыке, хотя мы
много упражняемся, потому, что мы пытаемся сразу улучшить две или более
стороны деятельности. Нужно подумать: одно
ли свойство характеризует данное поведение? Нельзя ли его расчленить и
работать отдельно
над различными критериями? Когда вы займетесь этими вопросами,
большинство проблем решаться сами собой.

3. Прежде чем увеличивать или повышать критерий, пользуйтесь
вариативной шкалой подкреплений имеющегося в данный момент уровня ответа.

Вы помните о вариативной шкале подкреплений? Как только поведение
усвоено, вы должны начать подкреплять его не каждый раз, чтобы поддерживать
его на данном уровне. Это правило составляет суть процесса выработки. Когда
вы можете позволить себе подкреплять данный уровень
поведения случайным образом и сохранять уверенность в получении его, вы
получаете свободу
в использовании подкреплений только за лучшие проявления данного
поведения. Такое селективное подкрепление "сдвинет" нормальное или среднее
поведение в сторону того улучшения, которое вам желательно. Хорошая
выработка представляет из себя серию чуть заметных переходов между
непрерывным подкреплением - когда достигнут новый уровень выполнения - и
вариативным подкреплением - когда достижение закрепилось и создалась
возможность избирательного подкрепления еще более хороших ответов.
Иногда смена стабильных и вариативных шкал происходит очень быстро,
составляя два-три подкрепления на каждом уровне. Вероятность этого особенно
велика, если у субъекта внезапно наступает "озарение" - он начинает понимать
конечную цель, и улучшение поведения становится спонтанным. В этом случае
введение вариативной шкалы столь значимо для обучения, что это необходимо
постоянно помнить и все время контролировать, не забуксовала ли, не
перестала
ли приносить успех ваша программа выработки.

4. Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.

Допустим, вы учитесь играть в сквош (что-то вроде тенниса) и успешно
работаете над одной целью - послать мяч туда, куда вы хотите. Теперь вы
хотите поработать над скоростью, но, когдавы усиливаете удар, мяч летит куда
попало. Забудьте на некоторое время о точности и просто
ударяйте по мячу. Когда вы научитесь управлять скоростью мяча, точность
скоро восстановится.
То, что раз выучено, не забывается, но под подавляющим воздействием
нового критерия старое, хорошо выученное поведение иногда временно уходит в
сторону. Однажды я видела дирижера, который пришел в состояние крайнего
раздражения во время генеральной репетиции оперы, потому что певцы хора
делали одну ошибку за другой, они как будто забыли всю свою твердо выученную
вокальную партию. Причиной было то, что они в первый раз надели тяжелые
костюмы, их поставили на подмостки и заставили двигаться во время пения:
привыкание к новым условиям временно
перекрыло выученное ранее поведение. К концу репетиции их музыкальное
мастерство восстановилось без дополнительных репетиций. Дрессировщики
дельфинов называют это "синдромом нового бассейна". Когда вы помещаете
дельфина в новый бассейн, для вас не должно быть неожиданностью, что он
"забудет" все, что знал, пока не привыкнет к новой
обстановке. Следует помнить, что ругать себя или других за ошибки в
выученном поведении, совершаемые при новых обстоятельствах, непедагогично.
Ошибки обычно исправляются в скором времени сами по себе, а выговоры
огорчают, а иногда фиксируют внимание на ошибках, которые становятся
постоянными.


Собака так предана, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви. (И. Ильф)

http://sudak-uta.ucoz.ru/


Сообщение отредактировал Империя - Четверг, 16.10.2014, 11:18
 
ИмперияДата: Четверг, 16.10.2014, 11:16 | Сообщение # 389
Настоящий друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 11536
Награды: 2
Репутация: 170
Статус: Offline
5. Ведите ученика за собой.

Планируйте программу выработки так, что, если субъект совершит в
обучении неожиданный скачок вперед, вы должны знать, что подкреплять далее.
Однажды я в течение двух дней обучала только что пойманного дельфина прыгать
через препятствие, выступающее над водой на несколько дюймов. Когда
поведение прочно установилось, я подняла барьер еще на несколько дюймов,
животное тотчас же прыгнуло, и с такой легкостью, что я скоро снова подняла
барьер уже на гораздо большую высоту; через пятнадцать минут этот новичок
прыгал на восемь футов.
Такого рода "рывок" выработки может произойти в любой момент. Этот
феномен наблюдается как
у людей, так и у многих видов разумных животных. Я считаю, что тут дело
в инсайте (внезапное озарение): субъект внезапно осознает ваши цели, исходя
из которых вы добиваетесь его действий
(в данном случае - прыгнуть как можно выше), и делает это. Киты-касатки
славятся своим предвосхищающим обучением. У их дрессировщиков в ходу одна и
та же шутка: касатку не надо дрессировать, достаточно записать программу
поведения на доске и вывесить ее в воде, и киты будут следовать этому
предписанию.
Дрессировщики могут встретиться с осложнениями только в том случае,
если они оказываются неподготовленными к неожиданному улучшению. Если вы
тренируете переход от стадии А к Б,
а субъект внезапно чисто выполняет стадию В уже с двух подкреплений, вы
должны предусмотреть подкрепление стадии Г и Д, иначе в дальнейшем вам
нечего будет подкреплять.
"Рывок" часто эмоционально очень значим для субъекта;
даже животные, по-видимому, испытывают удовольствие от "ага!" познания,
и часть впадает
в состояние явно повышенного настроения. Таким образом, "рывок" - это
блистательная возможность добиться значительного прогресса в кратчайшие
сроки. Быть не готовым к нему
и держать субъект на низком уровне обучения только потому, что вы не
знаете, что делать дальше, - лучший способ потратить зря время, а в худшем
случае может отбить охоту к обучению и вызывает
отвращение у субъекта, который станет в будущем работать без. особого
желания.
За очень редкими исключениями наша школьная система построена так,
чтобы помешать детям обучаться в их собственном темпе - наказываются не
только медленные ученики, у которых
не хватает времени на обучение, но и слишком быстро обучающиеся,
которые не получают
дополнительного подкрепления, когда быстрая сообразительность
продвигает их вперед. Если
ты мгновенно понял, о чем толкует учитель математики, твоей наградой
может стать мучение от скуки в течение часов или даже недель, пока все
остальные мало-помалу постигнут это. Поэтому нет ничего удивительного в том,
что улица более привлекательна как для наиболее быстрых, так и для
медленных.

6. Не меняйте тренеров на полпути.

В процессе выработки какого-либо поведения вы рискуете значительным
регрессом, если перепоручаете своего ученика другому преподавателю. Не
важно, сколь скрупулезно обсуждены критерии перед передачей дела, поскольку
и индивидуальные установки, и время реакций, и прогноз успеха будут слегка
отличаться, и в итоге субъект утрачивает подкрепления до тех пор, пока
не привыкнет к этим отличиям. Конечно, у каждого обучающегося может
быть много различных учителей - мы не испытываем затруднений от того, что
один обучает нас французскому, другой - арифметике, третий - футболу. Но то
конкретное поведение, которое должно быть разучено, требует только одного
учителя в каждый конкретный момент времени. На тех стадиях выработки, когда
навык образован наполовину, постоянное повышение критерия осуществляется
лучше, если процесс формирования данного поведения находится в одних руках.
Допустим, если у вас двое детей и одна собака, и оба хотят обучать собаку,
то разрешите им это, но пусть каждый работает над различными, каждый над
своими трюками, и тем избавьте бедную собаку от большой неразберихи.
Те, кто хочет учиться, будут учиться при наихудших условиях.
В Колумбийском университете был поставлен получивший в настоящее время
широкую известность эксперимент по "языку обезьян", в котором шимпанзе
обучали словарю американского знакового языка и другим кодам; в эксперименте
принимал участие детеныш шимпанзе по имени Ним Шимски. По бюджетным и другим
соображениям, у бедняжки за трехлетний период было чуть ли не сто "учителей"
знакового обозначения. Студенты и экспериментаторы были разочарованы,
поскольку Ним не демонстрировал твердых доказательств использования
реального "языка". А именно,
он, по-видимому, никогда не строил предложений. Но он выучился
распознавать и понимать более трехсот символов - существительных, глаголов и
т.д., что при данных обстоятельствах, с моей точки зрения, является
поразительным. То же самое происходит с некоторыми детьми, которые переходят
из школы в школу, проходя через бесконечную смену учителей, приемов и
методов обучения, и тем
не менее обучаются. Но есть более хорошие способы.
Единственный случай, когда вам .следует подумать о смене преподавателя
посредине процесса выработки, это, конечно, когда обучение зашло в тупик.
Если обучение идет плохо или совсем
не идет, то вам нечего терять от перемены.

7. Если одна процедура выработки не приводит к успеху, попробуйте
другую.


Поразительно, до чего люди бывают привержены к неэффективной системе,
будучи убежденными, что повторение одного и того же даст результаты. Для
выработки любого поведения существует столько же способов, сколько
инструкторов, способных их придумать. Например, при обучении детей плаванию
надо сделать так, чтоб они не боялись и чувствовали себя спокойно под водой.
В качестве первого шага формирования этого навыка одни тренеры велят им
выдувать в воду воздух, пуская пузыри, другие - быстро опускать в воду и
поднимать обратно лицо, а третьи - прыгать в воде, пока они не отважатся
просто присесть, чтобы вода закрыла их. Любой хороший тренер, видя, что
ребенку скучно или его пугает этот метод, перейдет на другой; одни и те же
методы выработки не равноценны для разных индивидуумов.
Дрессировщики, передающие свое искусство от поколения к поколению,
такие, например, как цирковые дрессировщики, часто не могут этого усвоить.
Их методы дрессировки отточены несколькими поколениями и передаются от
одного к другому - вот способ научить медведя кататься на велосипеде, а вот
способ обучить льва издавать рык (если хотите знать - надо выдернуть
несколько волосков из его гривы). Эти передаваемые из поколения в поколение
"рецепты" считаются лучшими способами, а иногда таковыми и являются, но они
часто рассматриваются и как единственные способы, что является причиной
того, что цирковые представления чрезвычайно похожи друг на друга.
Однажды один телевизионный деятель, который ставил шоу в океанариуме
"Жизнь моря", пригласил меня посетить их ферму в Вирджинии и посмотреть, как
тренируют лошадей. Эта знаменитость был превосходным наездником и тренером и
у него было несколько прекрасно обученных лошадей. Мы наблюдали, как учили
лошадь кланяться, или становиться на одно колено при помощи традиционного
метода, включавшего двух людей и множество веревок и кнутов;
при помощи этого метода лошадь многократно заставляли становиться на
одно колено до тех пор, пока она не научилась опускаться на него сама.
Я сказала, что необязательно делать это таким образом, и утверждала,
что могу научить лошадь кланяться, даже не прикасаясь к животному (один из
вариантов: нарисовать на стене красное пятно; использовать пищу в качестве
условного подкрепления выработки у лошади касания коленом пятна, затем
постепенно снижать пятно, приближая его к полу, чтобы лошади пришлось встать
на колени, чтобы коснуться его и заработать подкрепление). Телевизионная
звезда пришла в негодование
от такого наглого заявления - что за мысль! Если бы существовал другой
способ научить лошадь кланяться, он бы знал об этом - нам пришлось два или
три раза обойти вокруг сарая, чтоб
он немного поостыл.




Собака так предана, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви. (И. Ильф)

http://sudak-uta.ucoz.ru/
 
ИмперияДата: Четверг, 16.10.2014, 11:16 | Сообщение # 390
Настоящий друг
Группа: Проверенные
Сообщений: 11536
Награды: 2
Репутация: 170
Статус: Offline
8. Не кончайте урок без положительного подкрепления, это равносильно
наказанию
.

Это не относится к той несистематической (хотя очень значимой и
продуктивной ) выработке, которая происходит в домашних условиях, -
поощрение учения в школе, гостеприимство, подбадривание детей; здесь
подкрепление происходит от случая к случаю, без особых правил. Однако в
более официальной ситуации - скажем, на уроке или при выработке поведения у
какого-либо животного - преподаватель должен уделять свое внимание ученику
или классу до конца урока. Это более,
чем просто хорошие манеры или хорошая самодисциплина; это - хорошее
обучение. Когда, субъект старается заработать подкрепление, он, так сказать,
вступает в контакт с преподавателем. Если преподаватель начинает болтать с
кем-либо из присутствующих, выходит, чтобы поговорить
по телефону, или просто мечтает, контакт нарушается. Подкрепление не
поступает, хотя обучающийся и не сделал ошибки. Это приносит больше вреда,
чем если бы преподаватель просто упустил хороший шанс для подкрепления. Это
может плохо сказаться даже на хорошо отработанном поведении, которое
осуществляется в это время.
Конечно, если вы хотите упрекнуть ученика, перестать обращать на него
внимание - лучший способ сделать это. Дрессировщики дельфинов называют это
"тайм-аут" и используют для коррекции неправильного поведения. Забрать
корзину с рыбой и уйти на минуту - один из способов сказать дельфину: "Нет!"
или: "Неправильно!" Обычно это оказывается очень эффективным - не следует
думать, что дельфины не могут огорчаться или раскаиваться, они это могут.
Лишение внимания - мощный инструмент, поэтому не применяйте его без должной
осторожности и несправедливо.

9. Если выученное поведение ухудшается, пересмотрите процедуру
выработки.


Иногда навык или поведение портятся, а иногда создается видимость их
полной потери. Нам всем знакомо это чувство, когда пытаемся говорить на
иностранном языке, вспомнить стихотворение или поехать на велосипеде после
многолетнего перерыва: это очень выбивает из колеи. Иногда внешние
обстоятельства временно полностью уничтожают хорошо выученное поведение -
например,
в состоянии испуга невозможно произнести заученную речь, неудачное
падение резко нарушает ваши навыки скалолазанья. Иногда на первоначальное
обучение накладывается и мешает ему последующее обучение, создавая путаницу
- вы стараетесь найти испанское слово, а всплывает немецкое.
Самый быстрый способ исправить такое ухудшение - не биться об него
головой, заставляя субъект делать это до тех пор, пока результат не
покажется вам удовлетворительным или пока вы не дадите подкрепление, а
вернуться к началу процесса выработки и очень быстро снова пройти весь путь,
давая подкрепление в новых условиях (спустя двадцать лет, на публике и т.д.)
и применяя по
одному-два подкрепления на каждом уровне. В океанариуме "Жизнь моря" мы
называли это "вернуться в детский сад", и такой прием часто восстанавливал
ухудшившееся поведение до нормального уровня за десять-пятнадцать минут.
Конечно, так мы всегда и поступаем, когда повторяем материал перед экзаменом
или освежаем память, заглянув в текст, прежде чем выходим на трибуну.
Полезно помнить, что если вы в состоянии в большей ·или меньшей степени
воспроизвести исходный процесс выработки, то такое повторение одинаково
полезно и для физических, и для умственных навыков Оно действенно как у
животных, так и у людей.

10. Прекращайте работу, оставляя за собой лидирующее положение.

Сколько должен продолжаться каждый сеанс выработки? Частично это
зависит от промежутка времени, в течение которого субъект сохраняет
внимание. Кошки часто начинают проявлять
беспокойство после, примерно, двенадцати подкреплений, поэтому пяти
минут может быть достаточно. Собаки и лошади могут работать дольше. У людей
продолжительность различных уроков традиционно равна часу, а занятия
футболом, научные семинары и разные другие мероприятия часто длятся целый
день.
Когда остановиться, не столь важно, как на чем остановиться. Вы должны
всегда прекращать работу, сохраняя ведущее положение. Это относится и ко
всему уроку, и к отдельным частям его, когда
вы кончаете работать над одним типом поведения и переходите к другому.
Вы должны совершать переход на высокой ноте - т.е. сразу как только
достигнут успех.
Последнее совершенное действие всегда закрепляется в сознании субъекта;
вы должны быть уверены, что это хорошее, вознаграждаемое выполнение. А часто
происходит так, что мы получаем три-четыре хороших ответа - собака прекрасно
ищет и подает предмет, прыгун в воду впервые
выполнил прыжок полтора оборота, певец правильно исполнил трудный
пассаж - и мы так возбуждены, что хотим видеть или делать это снова и снова.
И мы повторяем это или стараемся повторить, и очень скоро субъект устает,
поведение ухудшается, неожиданно возникают ошибки, происходят коррекции и
подбадривания, и урок идет насмарку. Наездники-любители поступают так
всегда. Вот почему я терпеть не могу смотреть, как люди обучают своих
лошадей прыгать; как часто они далеко заходят за черту, где следует
остановиться, когда животное выполнило действие хорошо, и прежде, чем
поведение не начало снова ухудшаться.
Будучи тренером вы должны, если это необходимо, заставлять себя
останавливаться на хорошем ответе. Иногда это требует выдержки. Но на
следующем уровне вы можете обнаружить, что принос предмета, сальто при
прыжке в воду или вокальное упражнение выполнены не только так же хорошо,
как последнее на прошлом уроке, но значительно лучше. Психологи называют это
"латентным обучением". В процессе тренировки возникает некоторый стресс,
хотя бы от желания сделать лучше. Этот стресс может влиять на выполнение
действия, маскируя реально имеющееся обучение.
В начале следующего урока, прежде чем возникнет стресс, выполнение
действия может
в действительности быть на шаг впереди по сравнению с тем уровнем, на
котором остановились,
и тогда вы получаете то, что гораздо более достойно подкрепления.
Формирование поведения таким способом, конечно, противоположно обучению
при помощи муштры
и повторений. Оно может обеспечить не только стабильный прогресс, но
абсолютно безошибочное обучение, и оно может идти чрезвычайно быстро.
Однажды я так приучила пони к уздечке
за пятнадцать минут, двигаясь непрерывно взад-вперед, формируя пять
задач (вперед, остановка, налево, направо и назад). При этом я подкрепляла
успех в каждой из них. Как ни странно, возможность такого быстрого обучения
зависит от вашей готовности отказаться от временных рамок
и постановки специфической цели, цели быстрого прогресса. Вместо этого
вы должны быть просто готовы остановиться, оставаясь впереди. Феномен Дзен.
Иногда вы не можете кончать каждый урок на высокой ноте. Возможно, что
слушатели оплатили час занятий, и они хотят использовать весь этот час, хотя
наилучшее время для окончания урока было достигнуто раньше. А может, урок
идет не слишком хорошо, чтобы обеспечить наивысший подъем,
и вот-вот наступит усталость. В этом случае наиболее мудро окончить
урок чем-нибудь легким, что гарантирует получение подкрепления, чтобы весь
урок в целом запомнился как подкрепленный. Дрессировщики дельфинов часто
оканчивают длительные, требующие напряжения занятия легкой игрой в мяч;
обучающие верховой езде иногда используют разные игры, например салочки.
Самым нецелесообразным приемом является введение новых задач или материала в
конце занятий, вследствие чего оно заканчивается серией неадекватных и
неподкрепляемых ответов. Когда я была ребенком, мои уроки музыки всегда
кончались таким способом; это очень обескураживает, и я до сих пор не могу
играть на пианино.


Собака так предана, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви. (И. Ильф)

http://sudak-uta.ucoz.ru/
 
Поиск:

     Сегодня наш сайт посетили: Tigrino ,

GISMETEO: Погода по г.Санкт-Петербург


Copyright MyCorp © 2024

Сайт управляется системой uWeb

аст, американский стаффордширский терьер, амстафф, стаффорд, стфф, стаффордшир, стаффбуль, питбультерьер, английский бультерьер